Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Политика

Не надо бояться остроты!

Четверг, 18 марта 2010

Вчера в Минске завершился республиканский семинар идеологических работников

Так что же такое белорусская идеология? И какова цель идеологической работы, проводимой государством? Ответы на эти вопросы я искал вчера во Дворце Республики. Забегая вперед, сообщаю: получил даже больше, чем рассчитывал.

Почти на каждом квадратном метре оказываешься лицом к лицу с идеологом. И каждый — находка для журналистов. Охотно идет на контакт, раздает визитки. Уверенно и часто вполне нетривиально говорит на камеру и диктофон. Но все же нет–нет да и проскочат в разговоре давно выцветшие клише. Прошу считать это наблюдение доброжелательной и конструктивной авторской критикой. Возможно, риторика о «комплексной работе», о том, что «мы должны усилить», «улучшить» и «углубить», имеет свою целевую аудиторию. Но, признаюсь, мне и моим коллегам–журналистам (а это в основном молодые, информированные, умеющие критически мыслить люди) некоторые выступления на семинаре показались скучноватыми. Хотя и нельзя не согласиться с прозвучавшей в кулуарах мероприятия мыслью, что нынешняя идеологическая работа в сравнении с той, что была 7 — 8 лет назад, — это как новый 3D–телевизор «Панасоник» по сравнению с советским «Рекордом». Но модернизация нашего идеологического аппарата, понятно, продолжается.

Отличным примером для каждого идеолога может стать организация работы на Речицком метизном заводе. Здесь, как и на многих предприятиях с традициями, висит лозунг «Мой завод — моя гордость». «Совковость», скажете вы? Как бы не так! Отношение к этой табличке у каждого работника буквально животрепещущее. Выступающий на семинаре директор завода Адам Вашков рассказал предысторию. Когда после дефолта 1998 года зарплата на предприятии упала до 7 долларов, администрация и коллектив договорились: поднимемся на оплату труда выше, чем в среднем по промышленности, — повесим лозунг. А если опустимся с достигнутого уровня — снимем. «И теперь каждый, кто идет на работу и видит, что табличка висит, знает: деньги будут», — объяснил Адам Вашков, добавив, что сейчас средняя зарплата на Речицком метизном заводе 1,2 млн. рублей. «Так что не волнуйтесь, все у нас будет хорошо. Все у нас получится», — закончил свое яркое выступление директор Вашков.

А вот пример находчивой идеологической кампании против пьянства и курения. В колхозе «Родина» Белыничского района лекций о вреде никотина и спирта не читают. Пошли другим путем. Председатель «Родины» Александр Лапотентов рассказал, что среди прочего предприняли и такой шаг: «Мы добавляем 10 процентов к зарплате за некурение. А те, кто курит, напротив, не получат 15–процентную премию. И эффект колоссальный».

С докладом на семинаре выступил и один из постоянных авторов «СБ», доктор исторических наук Борис Лепешко. «Не надо избегать острых тем, — обратился он к аудитории. — Комфортность существования власти убивает власть. Как только все успокаиваются и говорят друг другу «ребята, все хорошо», то жди беды».

С этой мыслью полностью согласился Глава Администрации Президента Владимир Макей. В своем обширном выступлении он призвал идеологов всей страны к активности и творчеству. Но прежде ответил на базовые теоретические вопросы.

Единство нации, справедливость, солидарность, нравственность. Таковы, по словам Владимира Макея, краеугольные камни современной белорусской идеологии. Сама же она должна играть ключевую роль в консолидации нашего общества. Основные индикаторы качества работы идеологической «вертикали» таковы. Результаты соцопросов. Уровень преступности. Популярность государственных СМИ. Общая стабильность в стране. И, конечно же, итоги избирательных кампаний.

Глава Администрации дал идеологическим работникам немало практических рекомендаций. Прежде всего он призвал наполнить современным содержанием единые дни информирования: «Общение глаза в глаза — это сердце идеологической работы. Но, подчеркиваю, живое общение, а не длинная, скучная лекция, как на политинформации». Нужно отвечать людям на острые вопросы. Хуже, если представители власти займут страусиную позицию, будут избегать неудобных тем…

В своем выступлении Глава Администрации отдельно остановился на работе СМИ. Он констатировал, что многие госиздания дублируют друг друга. По мнению Владимира Макея, нужно оптимизировать количество и совокупный тираж государственных печатных изданий. При этом финансовая помощь оставшимся СМИ будет оказываться, «но не бесконечно». Особый акцент Глава Администрации сделал на районной прессе. «Районки» часто выписываются не потому, что они интересные, а потому, что прочитать о местных новостях людям больше негде. Однако такая ситуация не годится. «Наши газеты должны уметь побеждать в острой конкурентной борьбе», — высказал настоятельное пожелание Владимир Макей.

Говоря о телевидении, он напомнил о беспрецедентной поддержке государства. Но при этом посетовал на чрезмерность развлекательного контента. Если бы государство было заинтересовано только в передачах для досуга, оно бы, как выразился Владимир Макей, «распродало частникам частоты и умыло руки». Однако цели у государства иные. Оно ждет, что благодаря интересным новостным и аналитическим передачам госТВ сможет успешно конкурировать за аудиторию с кабельными каналами и интернетом. На интернете был сделан особый акцент.

«Парадоксально, что люди пользуются им все больше, а представители власти теряются». «Государство пока, надо честно признать, упустило инициативу в интернет–пространстве». И такая жесткая оценка осталась в моем журналистском блокноте: «Сайты многих госорганов, не побоюсь этого слова, — это позор!» Владимир Макей также обратил внимание, что идеологические оппоненты власти активно используют новостные интернет–ресурсы, блоги, социальные сети. Активным интернет–творчеством необходимо заняться государственному идеологическому корпусу.

Умение отвечать на неудобные и неприятные вопросы. Мыслить по–государственному. И активно пользоваться новейшими технологиями. Вот, пожалуй, три ключевых требования, которым сегодня должны отвечать государственные идеологи, чтобы их работа была еще эффективнее.

Автор публикации: Виталий ВОЛЯНЮК

Фото: Виталий ГИЛЬ

Источник: Портал Беларусь Сегодня