Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Общество

Волнение — 100 баллов…

Четверг, 21 мая 2009

Интернет–конференция с директором Республиканского института контроля знаний Николаем Феськовым

Запись на централизованное тестирование в самом разгаре. Ожидается, что в этом году участие в ЦТ примет около 200 тысяч человек. На 15% больше, чем в прошлом. Кое–где даже поползли слухи, будто мест на тестировании всем может не хватить. Однако, как заверил обеспокоенных родителей директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов (Н.Ф.) во время интернет–конференции на нашем сайте www.sb.by, ни одному абитуриенту не будет отказано в регистрации по причине отсутствия мест. Главное — не опоздать, ведь запись на ЦТ заканчивается 1 июня.

Регистрация на ЦТ

Елена Григорьевна, Березинский р–н: Дочка заканчивает 11’ класс и собирается поступать в вуз. Может ли она зарегистрироваться на ЦТ в Могилеве? Или только в Минской области?

Н.Ф.: Ваша дочь может проходить ЦТ в любом пункте тестирования Беларуси.

Валентина Александровна, Сморгонь: У меня ребенок — инвалид детства (слабослышащий). Учится в Барановичской спецшколе в 200 км от дома. Чтобы не срывать ребенка с учебы, могу ли я сама зарегистрировать его на ЦТ в Могилеве?

Н.Ф.: Нет, не можете. Во время регистрации на централизованное тестирование вашему сыну потребуется заполнить анкету, на вопросы которой он должен ответить персонально. С учетом того, что регистрация на тестирование идет целый месяц — до 1 июня включительно (в том числе в субботние дни — 23, 30 мая и воскресенье, 31 мая), думаю, это не должно создать проблем.

В то же время согласно п. 17 Правил приема в высшие учебные заведения «абитуриенты с нарушениями слуха, зрения, опорно–двигательного аппарата, которым в соответствии с заключением государственного центра коррекционно–развивающего обучения и реабилитации было рекомендовано обучение в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования, при отсутствии медицинских противопоказаний для обучения по избранной специальности сдают вступительные испытания в вузе. Форма проведения вступительных испытаний определяется приемной комиссией вуза с учетом особенностей психофизического развития абитуриента».

Анна Александровна: Мой сын учится в Мозырском училище олимпийского резерва. Весь май он на спортивных сборах в Бресте. Должен вернуться в последние дни регистрации на ЦТ. Собирается поступать в Академию МВД. Ходят слухи, что из–за большого количества выпускников в этом году всем желающим не хватит мест для прохождения тестирования. Правда ли это?

Н.Ф.: Во всех пунктах тестирования подготовлено необходимое количество мест с учетом составленного прогноза. Ни одному абитуриенту не будет отказано в регистрации по причине отсутствия мест.

Читательница: Моя дочь готовится к ЦТ. Но ее паспорт в связи с окончанием срока действия находится в ОВИРе. Можно ли принести другой документ для регистрации на ЦТ?

Н.Ф.: В этом году постановлением Совета Министров внесены изменения в перечень документов, которые предъявляют абитуриенты во время регистрации и участия в ЦТ. В отличие от предыдущих лет зарегистрироваться на ЦТ можно, предъявив соответствующую «справку, выдаваемую в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность», которая выдается органами внутренних дел.

Виктор: А если я оплатил 10 тысяч рублей за регистрацию на ЦТ на счет одного вуза, можно ли с этой же платежкой зарегистрироваться в другом вузе?

Н.Ф.: Можно. В соответствии с распоряжением Министерства образования между вузами существует система взаимозачетов.

Евгений Торчило: Я служу в армии, увольняюсь в запас в середине июля. Очень хочу поступать в вуз! Но командир части не отпускает меня ни на регистрацию на ЦТ, ни на сдачу тестов из–за нарушения воинской дисциплины, за которое я уже понес суровое наказание и очень раскаиваюсь! Поясните, пожалуйста, аспект поступления для солдат–«срочников».

Н.Ф.: Военнослужащие, которые демобилизуются в текущем году, должны все вопросы, связанные с прохождением тестирования, решать с командованием части. В предыдущие годы в отдельных воинских подразделениях командование организовывало подвоз военнослужащих–абитуриентов в пункты тестирования, где заранее для них резервировались места.

Лариса: Моя дочь (этническая белоруска, гражданка Молдовы) после окончания лицея в Кишиневе собирается получить высшее образование в Беларуси. Последний выпускной экзамен в лицее 15 июня, а уже 16 июня ей надо пройти ЦТ по русскому языку в Беларуси. Поскольку физически успеть приехать на сдачу первого теста не получится, какой оправдательный документ позволит дочери перерегистрироваться на ЦТ в резервный день?

Н.Ф.: Прежде всего ваша дочь должна зарегистрироваться на ЦТ в соответствии с графиком, т.е. до 1 июня. Это даст ей право для последующей перерегистрации в резервный день. Кстати, как гражданка другого государства переслать документы на регистрацию она может по почте.

Справка о том, что ваша дочь сдавала выпускные экзамены в Молдове, может быть «оправдательным документом» перед комиссией, которая занимается регистрацией и организацией ЦТ в резервный день. Хочу напомнить, что регистрация на резервный день ведется нашими региональными центрами во всех областных городах страны. А тестирование в резервный день проходит только (!) в Минске на базе БГУ 6 июля.

— А когда будет готов сертификат, если сдача ЦТ 6 июля? Документы для поступления надо успеть сдать.

Н.Ф.: Все абитуриенты получат сертификаты в сроки, предусмотренные правилами приема.

Артем Юрьевич: А почему РТ (репетиционное тестирование. — Прим. ред.) так долго проверялось? Обещали 10 дней, а я ждал 22.

Н.Ф.: Я не могу конкретно ответить на ваш вопрос. Возможно, бланки из вашего пункта тестирования к нам поступили слишком поздно. Мы выдерживаем время, необходимое для сканирования, верификации и оценивания ваших результатов. После проведения всех процедур результаты отправляются сразу же на сайт нашего института (www.rikz.unibel.by) и того пункта, где вы проходили тестирование. Также о результатах тестирования можно узнать при помощи SMS–запроса с мобильного телефона.

Ник: Почему нельзя зарегистрироваться на тестирование через Интернет?

Н.Ф.: В этом году мы проводим эксперимент на базе Гродненской области и БГУИРа по апробации программы регистрации абитуриентов в режиме онлайн. Надеюсь, при получении положительных результатов мы ее внедрим в будущем году по всей стране.

Что можно взять с собой?

Светлана Владимировна, Каменец: На тестирование приходят разные абитуриенты. Кто–то накуренный, а кто–то и выпивший. Как поступать ребенку, которому придется сидеть рядом с таким «соседом»? Можно ли пересесть?

Н.Ф.: Подготовку мест, проведение жеребьевки абитуриентов по каждой аудитории проводит организационная комиссия в пункте тестирования. Она же рассматривает и решает подобные вопросы. Однако все в рамках Положения об организации и проведении ЦТ. Абитуриент не имеет права менять место, указанное ему после проведенной жеребьевки. В то же время пришедшие на ЦТ в нетрезвом состоянии, как правило, не допускаются к участию в испытаниях.

Мария Савченко, Светлогорск: Можно ли приносить на ЦТ линейку, циркуль, транспортир, карандаш?

Н.Ф.: Положением об организации и проведении ЦТ предусмотрено, что каждый абитуриент при участии в тестировании имеет право проносить документ, удостоверяющий личность, пропуск, выданный во время регистрации, ручку с черными чернилами, желательно гелиевую (также можно взять запасную ручку). На испытания по физике и химии — калькулятор, который не выполняет функций приема, хранения и передачи информации. Названные вами школьные принадлежности абитуриенту не понадобятся во время испытаний и проносить их в аудиторию нельзя.

— Почему запрещается помечать что–либо на бланках с заданиями? И почему их нельзя забрать с собой? За что тогда мы платим 10 тысяч?

Н.Ф.: Во время испытаний организаторы в аудитории всем абитуриентам выдают бумагу (количество не ограничено) для рабочих записей, т.е. черновик. Поэтому нет необходимости делать соответствующие записи на тестовых заданиях. Бланки с тестовыми заданиями как на ЦТ, так и на РТ абитуриенту не разрешается выносить из аудитории. Они возвращаются в институт и могут быть использованы для последующей проверки с учетом возможных замечаний абитуриентов. Более того, будущий специалист, на наш взгляд, должен владеть культурой оформления деловых бумаг. Бланки ответов и тестовые задания не могут быть использованы для рабочих записей. К сожалению, такие записи только усложняют процедуру обработки тестовых материалов.

Платите же вы 10 тысяч за регистрацию. А все необходимые материалы, которыми обеспечиваются абитуриенты, оплачиваются из средств бюджета.

Кася: Будут ли в пунктах сдачи ЦТ предусмотрены места для личных вещей?

Н.Ф.: Обязательно.

Соответствуют ли задания ЦТ школьной программе?

Константин: Какой сложности по сравнению с прошлым годом будет ЦТ по английскому языку, истории Беларуси и белорусскому языку?

Н.Ф.: Уважаемый Константин, понятия «сложный» или «легкий» — это не совсем правильная характеристика тестовых заданий. Тестовые задания составляются на основании учебных программ и программ для поступающих в вузы и соответствуют среднестатистическому уровню подготовки абитуриентов. Мы ежегодно корректируем эти уровни сложности на основании пробного тестирования. А также используем для этой корректировки результаты репетиционного тестирования.

Яна, Брестская обл.: Почему на тестирование по английскому языку дается всего 120 минут? Ведь в тесте 60 заданий, и над каждым нужно хорошо подумать. А иначе как получить хороший результат?

Н.Ф.: Количество заданий и продолжительность их выполнения определяются экспериментальным путем и, как правило, через пробное тестирование. В процессе этого эксперимента выбирается оптимальное соотношение между количеством заданий и продолжительностью их выполнения.

Что же касается результата, я хотел бы подчеркнуть, что задача РИКЗа — выбрать лучших. Поэтому ЦТ как форма вступительных испытаний не предусматривает получение абсолютных (100–балльных) результатов участниками испытаний.

Игорь Георгиевич: Программа обработки теста такова, что чем больше правильных ответов дают абитуриенты на поставленный вопрос, тем меньший рейтинг он получает (тем ниже его цена). Где логика? Если абитуриенты в основном правильно отвечают на вопрос, это значит, что учителя добились хорошего результата и ученики усвоили тему! На мой взгляд, такая система оценки свидетельствует о существенном противоречии: цель школы — дать устойчивые знания, которые могут быть оценены на высокие баллы, а цель тестирования — ранжировать эти знания, не допустив при этом большого количества высоких баллов (а иначе как сбить конкурс?). А как вы считаете? Насколько справедлива, на ваш взгляд, такая система оценки знаний при тестировании?

Н.Ф.: Предлагаемая вами форма определения цены выполненных тестовых заданий называется нормативно–критериальный подход. Он приемлем при определении уровня подготовки испытуемого, к примеру, на выпускных экзаменах в учебном заведении. Для составления рейтингового же списка абитуриентов, поступающих в вузы, нами так же, как и в некоторых других странах, используется нормативно–ориентированный подход.

Я объясню. С учетом обращений, поступающих к нам от родителей и абитуриентов, многие хотели бы получить результаты, которые они имеют по итогам обучения в выпускном классе. Они считают, что ЦТ было бы справедливым, если бы абитуриент подтвердил эти знания. Но в таком случае очень многие абитуриенты могли бы претендовать на максимальную оценку. И если бы такой принцип использовался на ЦТ при подсчете, он был бы непригоден для того, чтобы ранжировать всех абитуриентов и отобрать то количество, которое может быть размещено в соответствии с плановыми показателями в вузах и ссузах нашей страны. Поэтому у нас используется нормативно–ориентированный подход, в основу которого положен уровень подготовки абитуриента. Чем он выше, тем выше его рейтинговый статус. То есть определяются результаты одного абитуриента относительно другого. Повторюсь, задача РИКЗа — отобрать достойных абитуриентов, которые будут хорошими студентами, а в итоге — отличными специалистами. У остальных есть возможности закончить другие учебные заведения, использовать свои умения и навыки в других сферах и отраслях.

Константин Миронов, Молодечно: Как оценивается вопрос, на который можно дать более одного правильного варианта ответа: 1) в случае, если даны не все правильные варианты ответов; 2) если даны правильный и неправильный варианты ответов?

Н.Ф.: Вы, наверное, имеете в виду частично правильные ответы, которые у нас используются в тестах по русскому и белорусскому языкам. Даже если вы не смогли определиться со всеми верными ответами по конкретному заданию, компьютерная программа их учитывает. Но вы получите оценку несколько ниже, чем если бы выбрали все правильные варианты ответов. То же и в случае, если вы выбрали правильный и неправильный ответы.

Миша В.: На РТ по истории Беларуси меня обрадовало то, что в заданиях части А был только один правильный ответ (насколько я знаю, в предыдущие годы был один и более правильных вариантов ответа). Будет ли точно так же на ЦТ?

Н.Ф.: РТ третьего этапа по всем предметам по форме, структуре и содержанию идентично ЦТ текущего года. Следовательно, по истории Беларуси будет только один верный ответ.

Сколько ошибок можно исправить?

Наталья Лысенко, Климовичи: У меня вопрос по бланкам тестирования. Есть часть А и часть Б. В части А из 32 вопросов можно сделать 6 исправлений. А в части Б из 8 вопросов — 2 исправления. А если я увидела еще одну, 3–ю ошибку? Ее уже нельзя никак исправить?

Н.Ф.: К сожалению, количество исправлений действительно ограничено по субтестам А и Б. И более указанного вами количества ошибок исправить ничего нельзя.

lИрина: Если при ответе в части Б ответ дан с орфографической ошибкой, будет ли он засчитан?

Н.Ф.: Нет. Ответ (слово или словосочетание) дается в форме (род, число, падеж), определяемой условием тестового задания, и на языке, избранном для сдачи экзамена. Орфографические ошибки в ответе недопустимы.

Яна: Будет ли отменена нижняя граница баллов при получении сертификата ЦТ?

Н.Ф.: В отличие от прошлого года в текущем все абитуриенты получат сертификаты независимо от результата.

Стоит ли надеяться на авось?

Людмила К.: Как вы относитесь к такому парадоксальному явлению, как постоянная критика тестов недовольными родителями (а иногда и учителями)? Работаю 30 лет учителем математики и могу с уверенностью сказать, что тесты сдать значительно легче, чем экзамены, которые были раньше. И еще хочу поддержать предложение уменьшить количество заданий части А и увеличить количество заданий части Б, т.к. многие абитуриенты идут не сдавать тесты, а «тыкать». И у них иногда получается что–то «натыкать» и поступить на платное обучение если не в государственный вуз, то в коммерческий. Вы думаете, что из них могут получиться хорошие специалисты? Я сомневаюсь.

Н.Ф.: Уважаемая Людмила, я полностью согласен с вашими замечаниями. Действительно, часто нашими критиками выступают не только родители, но и учителя. На мой взгляд, это некая защитная реакция на возможные низкие результаты их учеников. Вместе с тем хочу обратить внимание, что результаты ЦТ не могут быть средством оценки работы учителя и школы в целом. В то же время из практики могу сказать, что получить относительно высокий результат путем угадывания не удается.

«СБ»: Но ведь некоторые абитуриенты только на авось и надеются?

Н.Ф.: Напрасно. Хотя случаев таких действительно много. Как только не изгаляются. К примеру, некоторые тестируемые отмечают все вторые варианты ответов, другие ответы размещают зигзагом, по диагонали или вовсе ставят метки по всему полю в расчете, что компьютер дойдет до правильного варианта, посчитает его, а остальные выбросит… Все это в конечном итоге приводит к результатам, которые не играют определяющей роли при поступлении. К слову, по математике у нас ежегодно от 1,5 до 2 тысяч абитуриентов не «угадывают» ни одного правильного ответа. Получили по нулю. Вы представляете! Так еще умудриться надо!

Антонина, Столинский р–н: Действительны ли результаты тестирования прошлого года для поступления в этом?

Н.Ф.: Нет, не действительны.

За двумя… вузами

Инна Владимировна, Минск: Можно ли подавать документы в несколько вузов? Если да, то как быть, если в одном вузе нужно сдавать результаты ЦТ по одним предметам, а в другом — по другим? Можно ли пройти дополнительное тестирование?

Н.Ф.: Сложившаяся система информирования абитуриентов о количестве поданных заявлений на каждую специальность в вузах и ссузах позволяет до последнего дня приема документов выбирать то или иное учебное заведение. Но участвовать в тестировании можно только по трем предметам.

Право на апелляцию

Лиза: Скажите, а что делать, если не согласен с результатами ЦТ? Слышала, что никаких апелляций не предусмотрено. Так ли это?

Н.Ф.: В отличие от традиционных вступительных экзаменов во время ЦТ абитуриент заявляет ответственному организатору тестирования в аудитории о возможном, с его точки зрения, отсутствии правильных ответов или некорректно поставленных вопросах, о каких–то описках (например, не пропечатанных знаках, символах). Все эти замечания вносятся в соответствующий протокол, который сопровождает бланки ответов при возвращении их в РИКЗ. Специальная комиссия в институте анализирует эти замечания. В случае их подтверждения всем участникам испытаний, выполнявшим данный вариант, любой ответ засчитывается как верный. Подобная процедура выступает формой апелляции. Однако в 99% подобные претензии абитуриентов не имеют под собой оснований.

Виталий, ученик 11–го класса: Скажите, а какие гарантии, что компьютер не ошибется при проверке тестов? Ведь, согласитесь, из–за того, что абитуриент может вылезти за рамки квадратика при выставлении правильного ответа, смешно его не засчитывать.

Н.Ф.: Практика предыдущих лет работы института показывает, что ошибок, связанных с работой технических средств и программного обеспечения, не бывает вследствие дублирования многих операций по обработке материалов тестирования. С технологией проверки, которая выполняется соответствующей компьютерной программой, вы можете познакомиться на нашем сайте.

Игорь Георгиевич: И все же возможности посмотреть подлинник своего бланка ответов и его отсканированный «образ» для уяснения корректности работы программного обеспечения не предусмотрено. Почему бы, например, не размещать в Интернете «образы» отсканированных бланков ответов с наложением на них цветовых символов результатов распознавания компьютерной программой правильных и неправильных ответов? Это особенно важно в вопросах типа Б.

Н.Ф.: Мы достаточно полную информацию размещаем в Интернете по итогам обработки результатов испытаний. Ваши же предложения реализуются несколько в иной форме. Ежегодно до дня окончания приема документов в учебные заведения мы издаем сборники тестовых материалов по всем предметам в сопровождении так называемых «ключей» и таблицы весовых коэффициентов по каждому заданию всех 10 вариантов. Каждый участник испытаний может проанализировать свои ошибки и перепроверить результаты.

Ответы на остальные вопросы интернет–конференции можно посмотреть на нашем сайте www.sb.by.

Автор публикации: Надежда ДЕКОЛА

Фото: Артур ПРУПАС

Источник: СБ-Беларусь Сегодня