Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Общество

За три копейки

Четверг, 4 июня 2009

Есть в Китае такое понятие «шаньчжай» (shanzhai)… Письма из Пекина

Есть в Китае такое понятие «шаньчжай» (shanzhai). В дословном переводе звучит вполне невинно: маленькая горная деревушка, как вариант — укрепленная (крепость), но непременно в горах. Возвышенности для понятия обязательны, потому как подразумевают труднодоступность. А труднодоступность важна для второго значения термина «шаньчжай» — «как бы». В прошлом деревушки в горах на юге Китая частенько становились опорными базами банд и прочих гангстерских формирований. Добраться туда представителям правоохранительных органов было нелегко, зато забаррикадировавшимся бандитам обороняться удобно. Когда в стране в начале 1980–х годов началась эпоха реформ и открытости, такие вот горные деревушки обрели новый статус: здесь начали производить товары, которые многим китайцам очень хотелось иметь, но денег на которые не хватало категорически. Семьи сколачивали деревянные сараи, обзаводились каким–нибудь оборудованием и начинали производить. У нас это называется «делать на коленке», у американцев — «в гараже», китайцы назвали «шаньчжай».

«Шаньчжаем» может быть что угодно: поддельные сумки «Луи Виттон», мобильный телефон «Верту» или концерт звезды эстрады (это когда под фонограмму рот открывает двойник — такие шоу популярны в китайской деревне). Специалисты утверждают, что все дело в крестьянском менталитете: когда вам чего–то хочется, но денег нет, вы согласны платить за «как бы» это. Например, в 2007 г. во всем мире было продано порядка полутора миллиардов мобильных телефонов. Из них 150 млн. (десятая часть) — «шаньчжай», поддельные. У вас настоящий?

Защитники «горных деревень» призывают не смотреть на это явление как на тупое копирование. Повторение, конечно, присутствует, но зачастую креативное. Пример: перед президентскими выборами в США на исторической родине будущего президента, в Кении, активно продавались мобильные телефоны «Обама». На задней крышке был изображен кандидат в президенты и его знаменитая фраза: «Да, мы можем». Догадываетесь, откуда приехали все эти телефоны? А перед Олимпиадой–2008, например, в Китае широкой популярностью пользовались телефоны с изображением стадиона «Птичье гнездо» и талисманов Фува на корпусе. Идею улавливаете?

Кроме того что «шаньчжай»–телефоны существенно дешевле своих настоящих аналогов (самые навороченные стоят 100 — 150 долларов США при себестоимости около 40), звонят и делают все, что нормальному телефону положено, так они еще и выполняют другую важную функцию: приносят владельцу ощущение собственной крутизны. В Китае мобильный телефон — штука статусная, при этом гораздо более дешевая, чем другие (машина и квартира) доказательства того, что жизнь удалась. Поэтому телефонов здесь покупают много и меняют часто. Сельские магазины полны моделей с «золотыми» корпусами, украшенными «драгоценными» камнями. Модели эти крупные и тяжеловатые — не для хрупких женских ручек, а для настоящих мужчин. Не перепутайте, если встретите.

И так со всем. Вам хочется щегольнуть перед подругами сумкой «Луи Виттон», но совсем не хочется платить за нее тысячу долларов? Не вопрос: купите «шаньчжай» за двадцать — дешево и похоже. Хотя на самом деле разницу может разглядеть любой человек, державший в руках настоящую сумку, но много ли вы таких знаете? Другой верный признак «шаньчжая» в модных вещах: они появляются с опозданием хотя бы на полсезона. Купить задешево «самый писк» не получится. Причина проста: нужно, чтобы изображения новой модели появились в журналах, тогда ее можно разобрать, что называется, на составляющие и скопировать. Ну а дальше все налажено…

Недавно меня сильно повеселила одна продавщица в небольшом магазинчике на улице Саньлитун, который всем своим ассортиментом ориентирован на иностранцев. Когда я у нее спросила, а что ж так дорого, она гордо ответила: «Так это ж из Франции!» Во–первых, я никогда в это не поверю (оригинальные вещи и в магазинах оригинальных продаются), а во–вторых, какая мне разница?

Никому не хочется платить бешеные деньги за то, что через сезон выйдет из моды. Я вообще считаю, что остромодные вещи нужно покупать на рынке ЯбаоЛу за три копейки, чтобы через три месяца было не жалко выбросить. А вот классику, обувь и спортивную одежду — в хороших магазинах, потому что это для себя, любимой, а не для пускания пыли в глаза. А для пыли хорош и «шаньчжай» — для того и создан предприимчивым китайским гением. Так что не ругайте китайцев за подделки — они будут существовать до тех пор, пока мы за них платим.

Автор публикации: Инесса ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ

Фото: РЕЙТЕР

Источник: СБ-Беларусь Сегодня