Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Общество

Веселая и доступная классика

Вторник, 31 декабря 2013

На сложный вопрос, а почему молодежь не ходит на классическую музыку, оперу или балет, на мой взгляд, ответить должно само классическое искусство. Точнее, директора, режиссеры и концертмейстеры. Ответить новыми подходами, методами и приемами в популяризации классики для обычных людей. 

Искусство не для всех?

Конечно, можно надуть щеки, объявив, что классика не для всех, и упиваться тем, что некая элита ходит на Игоря Стравинского, понимая все в его музыке. Только вот мне хочется, чтобы не несколько сотен специалистов посещали Большой театр оперы и балета Беларуси, но и молодежь, студенты, менеджеры, инженеры, учителя, врачи. В конечном итоге мы все хотим сделать наше общество более цивилизованным, духовным, культурным и, в конечном счете, интеллигентным. 

Скептик и тонкий знаток скажут, что классика не для всех и потому оперные театры не нуждаются в дилетантах. В такой ситуации и самому театру проще изображать из себя элитарный клуб и гораздо сложнее заинтересовать своими спектаклями обывателя. Хотя попытки сделать классику более доступной успешно реализовывались уже в XVIII веке. История возникновения оперетты как наследницы академической музыки и оперного пения связана именно с идеей приобщения общества к классическому театру. Затем оперетта переросла в эстраду, мюзикл, рок-оперу. Самое важное, что она позволила тысячам представителей среднего сословия услышать то, что ранее было доступно только королям и избранной аристократии. Давние споры по поводу классической музыки не утихают и поныне, но как бы то ни было, большинство сходится на одном – любовь к классической музыке и оперному пению надо прививать максимально доступными, красивыми и популярными методами. Так и действуют величайшие театры мира: миланский «Ла Скала», «Гранд-опера» в Париже и королевский «Ковент-Гарден» в Лондоне. Над культурой своих наций там работают новомодные режиссеры, маркетологи, декораторы и продюсеры. Они выносят классические концерты на улицы городов и открытые фестивали, снимают видеоклипы, делают аранжировки, а звезды выступают в крупнейших эстрадных шоу или на открытиях Олимпийских игр. Не стеснялась же Монтсеррат Кабалье петь с Фредди Меркьюри, великие Лучано Паваротти, Плачидо Доминго и Хосе Каррерас не считали зазорным исполнять классику или ее обработки на шоу и популярных концертах, великий тенор Андреа Бочелли исполняет околоклассические шлягеры с английской певицей Сарой Брайтман. Обработкам Баха в исполнении Ванессы Мэй рукоплещет мир, и мало кто считает, что эти мировые знаменитости отошли от классики или предали ее. 

Сара Брайтман и Андреа Бочелли

Культурный бизнес

Да, это еще и бизнес. Но он решает три мощнейшие задачи. Во-первых, популяризируются хорошая музыка и пение, исполнители и музыканты. Во-вторых, как ни звучит банально, но повышаются общая культура нации, ее будущий интеллект и воспитанность. В-третьих, там нет бедных скрипачей и заслуженных артистов в старых фраках. Это важно для людей, которые посвятили себя целиком музыке, но вовсе не Ростроповичи. Понимая все это, восхищенные критики пишут о том, что именно такое исполнение классических произведений приобщает обывателя к великому и облагораживает его жизнь.

Кстати говоря, советская власть, базируясь на марксистско-ленинской эстетике народности искусства, весьма успешно практиковала популяризацию классики. Например, в конце 80-х годов в Кремлевском Дворце съездов проводился предновогодний фестиваль «Русская зима». Это серия сборных концертов звезд классической сцены, на которые можно было легко попасть. Меня на них иногда водила бабушка. Там впервые увидел «Умирающего лебедя» в исполнении Плисецкой, знаменитый «Вальс цветов» из «Щелкунчика». Вообще, организаторы настолько мастерски формировали программу, что обычные люди, выходя из зала, фактически влюблялись в классику. По крайней мере, начинали к ней по-другому относиться. 

«Люди гибнут за металл! Сатана там правит бал!»

К сожалению, у нас в Минске практика хороших сборных концертов классики гипертрофировалась в понятие «искусство не для всех». Задолго до события приобрели с женой билеты и перед самым Новым годом, 28 декабря, посетили красиво заявленный гала-концерт звезд Большого театра Беларуси. Логика понятна – наши звезды исполняют лучшие и популярные отрывки из наиболее известных классических произведений. В итоге получилось нелогично. 

Ванесса Мэй

Мне сложно судить, виноват ли режиссер или просто моя невежественность, но более скучной подборки классических произведений я в своей жизни не припомню. Может, не совсем к месту, но ведь есть понятие оперного и музыкального шлягера. Этим прекрасно пользуются популярные оркестры мира. Тех же «Виртуозов Москвы» под руководством Владимира Спивакова смотреть и слушать огромное удовольствие. Потом только и помечаешь, откуда эта музыка и где бы услышать или увидеть произведение полностью. В Национальном академическом театре публике предоставили ряд мистически мрачных произведений весьма спорного композитора Рихарда Вагнера. Вот что о нем сказано в Википедии: «Мистицизм и идеологически окрашенный антисемитизм Вагнера повлиял на немецкий национал-социализм. Это был любимый композитор Адольфа Гитлера». Затем на предновогоднем концерте прозвучал и отрывок из «Фауста»: «Люди гибнут за металл! Сатана там правит бал!». В полумраке и не очень качественно была исполнена церковная Ave Maria. Но самой мощной оказалась концовка, по идее, веселого и позитивного новогоднего гала-концерта. Мужской и женский хоры под появляющийся из огня и тьмы декораций страшный лик, исполнили кантату Carmina Burana немецкого композитора Карла Орфа. Это жутковатое произведение с текстами из глубокого Средневековья узнаваемо в фильме «ОМЕН», который повествует о приходе в наш мир антихриста в человеческом обличье. Еще «О, Фортуна» в аранжировке применяла группа Enigma и режиссер Ингмар Бергман в философском фильме о смерти «Седьмая печать». Как говорится, все по теме праздника. В весьма удрученном состоянии мы с женой вышли из театра и поняли, что погода и кризис в новом году настроение не улучшат…

Доминго, Каррерас, Паваротти

А что вы, уважаемые читатели, думаете по этому поводу. Должна ли классика жить в условиях догматизма или ей надо стараться быть ближе к людям и осовремениваться? Стоит ли вообще обывателю вмешиваться в святая святых или театры обязаны искать своих новых зрителей? Как подобные вещи происходят в Великобритании, США, Западной Европе, в Украине и России?

Автор публикации: Дмитрий ПАРТОН

Источник: Портал Беларусь Сегодня